27 апреля 2025 года в Ресурсном Центре ЮАО г. Москвы национально-культурная автономия азербайджанцев г. Москвы по просьбе и инициативе активистов Женского Объединения организовала первую встречу родителей с профессиональными психологами. Модератором была Лейла Фараджева, руководитель Женского объединения НКА. С приветствием выступил Гашим Алиев, зам. председателя НКА, который передал слова приветствия от Бахтияра Гасанова, Председателя Совета НКА, а также отметил, что такие встречи будут регулярными, с приглашением ведущих специалистов по направлениям в связи с запросами родителей, напутствовал специалистов к успешной, ответственной, но престижной и важной работе.

На встрече приняли участие около тридцати родителей, которые прослушали лекцию с презентацией и несколькими тестами, подготовленными заранее психологом Нигяр Сулеймановой, которую поддерживали и дополняли психологи Азада Намазова и Фатма Абышова.

В своей лекции-презентации Нигяр Сулейманова, взрослый и детский психолог, логопед рассказала о подростковом кризисе (от 11 до 18 лет), как важный этап взросления, когда подросток начинает искать свою индивидуальность, отделяться от родителей, формировать собственные взгляды и ценности.

Основные проявления подросткового кризиса:

  • Бунт против авторитетов: подросток начинает ставить под сомнение правила взрослых и систему в целом;
  • Частые перепады настроения: из-за гормональных изменений эмоции могут становиться очень острыми и нестабильными;
  • Поиск себя: подростки пробуют разные стили, хобби, компании друзей, чтобы понять, кто они;
  • Стремление к независимости: они хотят принимать решения сами, иногда наперекор советам родителей;
  • Повышенная чувствительность к оценкам: мнение сверстников становится особенно важным;

Причины подросткового кризиса в первую очередь связаны с психологическим и физиологическим развитием: перестройка гормональной системы, изменения мозга, новые социальные требования.

Как поддержать подростка в кризисе:

  • Проявлять уважение к его чувствам и переживаниям;
  • Давать ему больше самостоятельности, но оставаться рядом, если нужна помощь;
  • Устанавливать границы, но без жесткости и давления;
  • Помогать выражать эмоции словами;
  • Помнить, что кризис — это не “плохое поведение”, а этап роста.

Далее в ходе дискуссии и в серии вопросов от родителей, на которые специалисты поочередно дали исчерпывающие ответы, специалисты ознакомили с некоторыми своими разработками по следующим главным темам:

  1. Каждый подросток уникален. Как поддержать подростка в кризисный период?
    • Создание безопасной и понимающей среды в семье
    • Необходимо с вниманием слушать и понять подростка, откладывая собственные суждения
    • Необходимо предоставить самостоятельность и свободу в принятии решений и учиться на собственных ошибках, невзирая на несогласие родителей.
    • Учесть логику ограничений в правилах и границах, а также потребности в нахождении компромиссов
    • Родителям надо проявить готовность к взлетам и падениям, интерес к увлечениям, мечтаниям, чтобы повысить самооценку, но нельзя критиковать и сравнивать с друзьями и родственниками.
  2. Как понять внутренний мир подростка?
    • Родителям надо избегать неблагополучия в семье, особенно, при подростках конфликтов между родителями, что приводит к протестному поведению.
    • Родители и другие члены семьи должны быть готовы к самоанализу, изменениям и сотрудничеству
  3. Методы мотивации подростков в семье.
    • Помощь подростку в осознании своих талантов и способностей, приносящей удовольствие и ощущение успеха.
    • Подлинная мотивация исходит из двух основ: интереса к процессу и жажды результата.
    • Использовать эффект Ретрита, временный уход от привычной реальности для осмысления каких-то важных вопросов, при котором вся информация проживается острее и запоминается намного ярче.
    • Мотивировать в направлении результата, чтоб подросток видел свои успехи к цели. Бережно хранить медали, сертификаты, дипломы и др.
  4. Развитие навыков саморегуляции, обучение техникам управления стрессом, гневом и другими негативными эмоциями. Медитация, релаксация, физические упражнения.
    • Чувства: страх, грусть, разочарование, гнев, агрессия, замыкание в себе, быть непонятым, одиноким.
    • Неосознанное повторение модели поведения родителей
    • Стрессы и агрессия в связи с разводом, появлением отчима/мачехи, рождение брата/сестры
    • При проявлении родителями эмпатии подросток готов делиться и доверять.
    • Родителям необходимо быть честными в сложных неприятных темах, уважать право на личное пространство и конфиденциальность
    • Родители не должны бояться признать свои ошибки, но и критиковать только конструктивно.

В заключении Гашим Алиев информировал о согласовании с Бахтияром Гасановым предложения – создать на платформе сайта НКА азербайджанцев г. Москвы azermos.ru раздел по онлайн вопросы/ответы родителей профессионалам – психологам, а также размещать их методические разработки, тесты и другие материалы для помощи семьям соотечественников не только в Москве и области, но и в других регионах России. Более трехчасовая дискуссия продолжилась в теплой, дружеской и рабочей обстановке за традиционным чаепитием и индивидуальными беседами.

Пресс-служба НКА азербайджанцев г. Москвы